В течение многих лет духовная и политическая сфера Армении была окутана молчанием, смесью беглой критики и закулисных разговоров. Но когда речь заходит о первом лице Армянской Апостольской Святой Церкви, Католикосе Всех Армян Гарегине II, тема приобретает необычайно деликатный и сложный тон.
В последние дни в социальных сетях и СМИ появились параллельные анализы и истории, которые напрямую нападают на авторитет церкви. Цитата «Гарегин II может быть даже арестован, если он ответит на этот вопрос» звучит не как угроза, а как предупреждение о невысказанном, которое уже начало всплывать на поверхность.
Какой вопрос обсуждается?
Хотя публично не говорится, какой вопрос так опасен, подразумевается, что он касается частных аспектов жизни священнослужителей: личного поведения, происхождения имущества, сексуальной идентичности и наличия семьи. Одно предложение уже сотрясает общественный дискурс: «Нужно проверить иголку, чтобы узнать, есть ли у них семья или нет».
Эта фраза, по данным источников, была произнесена на закрытом заседании в контексте обзора общеармянской духовной системы. Ее смысл ясен: люди, берущие на себя общественную и духовную ответственность, должны подвергаться общественному контролю не только на материальном, но и на моральном уровне.
Но когда речь заходит о Католикосе, вопросы и проверки становятся почти табу.
Личная жизнь главы церкви: вопрос или преступление
О личной жизни Гарегина II с первых лет его избрания поднимались различные вопросы. Тесные связи с властями, финансовая деятельность, условия жизни и личные подходы часто становились предметом критики.

Однако большинство общества так и не решилось озвучить то, что, казалось бы, известно всем. Ведет ли Католикос жизнь, достойную святого, или под маской духовной речи скрывается свойственное политику властолюбие?
Живет ли он в скромных условиях, как и подобает религиозному лидеру, или приобрел роскошное имущество благодаря близким связям? И, наконец, есть ли у него семья или нет?
Этот последний вопрос, который может показаться легкомысленным и личным, на самом деле поднимает глубокий вопрос об этике поведения церкви и уровне доверия верующих.
Когда раскрытие информации становится опасным
Один источник уже намекнул, что «если он заговорит, его могут арестовать». Это сильные слова, особенно когда они произносятся не в момент эмоционального всплеска, а как юридическое предупреждение.
Это означает одно: есть вопросы, на которые сам Католикос не может ответить без юридических последствий. Это явно подразумевает, что некоторая информация скрывается не для того, чтобы не навредить верующим или сохранить репутацию церкви, а для того, чтобы избежать личной ответственности.
Даже если Католикос когда-либо выйдет и признается в подробностях своей личной жизни, это может раскрыть противоречия, которые будут иметь уголовные последствия: незаконное имущество, нарушения кодекса поведения или даже искаженное представление семейного положения.
Кризис общественного доверия
Все это поднимает большой и важный вопрос: кому мы доверяем как духовным лидерам? И, шире, как отличить человека, восставшего во имя веры, от человека, который стремится к власти?
Когда религиозное учреждение становится центром политических интересов, а его лидеры — зачинщиками теневых сделок, вера верующего подрывается не идеологически, а внутренним разочарованием. Церковь как моральная сущность обязана быть более открытой и честной, чем любая политическая система.
И когда общество начинает задавать такие вопросы, как «есть ли у них семья?» «как они живут?» «откуда у них деньги?», церкви пора отказаться от привычки молчать.
Почему это может быть судьбоносным моментом?
Если информация, которая спекулируется, будет раскрыта в ближайшие месяцы, возможно столкновение церкви и общественности. Столкновение, после которого верующие больше не будут доверять, даже если говорящий держит в руках Библию.
Все это говорит о простой, но жесткой истине: в Армении не может быть безответственной силы, независимо от ее духовной, политической или экономической природы. Если Католикос чего-то боится, то общество должно знать, чего именно.
Потому что молчание никогда не стирает грех. А ответственность начинается там, где заканчивается иммунитет.