Декларации об имуществе и доходах, представляемые государственными служащими в конце года, всегда интересны общественности, особенно когда активы или доходы некоторых лиц резко превышают средние общественные стандарты. Они проливают свет не только на финансовое положение этих служащих, но и на уровень прозрачности системы государственного управления. В этом году выделялись несколько деклараций, вызвавших особый интерес в прессе и социальных сетях. Среди них были декларации, представленные спикером Национального собрания Араратом Мирзояном и депутатом Гоар Абаджян.
Честно представленные, но в то же время вызывающие много вопросов данные, ясно указывают на одно: лица, занимающие высшие государственные должности в Армении, не только не лишены богатства, но зачастую существенно повышают свой уровень жизни за время пребывания в должности.
BMW 2024 и другие подробности
В своей декларации об имуществе за 2024 год спикер Национального собрания Арарат Мирзоян представил впечатляющую покупку: новый автомобиль BMW модели 2024, рыночная стоимость которого, по оценкам экспертов, превышает 70 миллионов драмов. Хотя автомобиль зарегистрирован на имя должностного лица, в декларации четко не указано, была ли она приобретена за собственные средства, в кредит или в качестве пожертвования.
Напомним, что закон требует указывать источник покупки в декларациях о приобретенном должностными лицами имуществе. Хотя декларация Мирзояна свидетельствует о значительном росте доходов по сравнению с предыдущим годом, столь дорогостоящая покупка, особенно в текущем году, остается в сфере публичного анализа и обсуждения.
Расходы на ремонт в размере миллионов драмов
В декларации также упоминается еще один примечательный факт: выплаты за строительно-ремонтные работы, общая сумма которых превышает 17 миллионов драмов. Они касаются ремонта недвижимости в Ереване, но не ясно, была ли недвижимость новоприобретенной или ремонтируется уже имеющаяся квартира.
В этой части также нет подробностей о том, были ли эти суммы потрачены из личных средств должностного лица или в кредит. Но то, что расходы на ремонт превышают 40 средних зарплат, очевидно. У общественности также возникают вопросы о том, насколько эти расходы эквивалентны законным доходам чиновника.
Декларация Гоар Абаджян со сложной картиной
В декларации, представленной депутатом от фракции «Гражданский договор» Национального собрания Гоар Абаджян, также содержатся данные, выходящие за рамки обычного общественного понимания. Во-первых, депутат задекларировала доход в размере около 35 миллионов драмов в прошлом году, значительная часть которого предположительно поступает от предпринимательской или инвестиционной деятельности. Но самая впечатляющая часть — это не доходная часть, а задекларированное ею имущество.

Абаджян также задекларировала ряд движимого и недвижимого имущества, включая гостевой дом в Ереване, более одной квартиры и автомобиль. Более того, также отмечается, что в текущем году он совершил ряд договорных расходов, общая сумма которых превышает 20 миллионов драмов.
Все это, с одной стороны, может свидетельствовать о финансовой стабильности и эффективном управлении, но с другой стороны, возникает логичный вопрос: может ли человек с депутатской зарплатой и занимающийся законодательной деятельностью достичь столь сложной экономической структуры без побочных доходов, деловых связей или активов, унаследованных из прошлого?
Общественная реакция и судебные иски
В социальных сетях уже звучат критика и сомнения. Многие пользователи отмечают, что такое имущество не соответствует представлению общественности о возможностях должностных лиц на государственной службе. Некоторые даже утверждают, что следует создать независимую комиссию для проверки достоверности деклараций о доходах и имуществе должностных лиц.
Согласно законодательству Республики Армения, должностные лица обязаны не только декларировать свое имущество, но и при необходимости объяснять его источники на доступном языке. Однако до сих пор никаких разъяснений по этому поводу не было ни официально, ни в форме пресс-конференций.
Это нормально?
Вопрос прозрачности в системе государственного управления всегда был в политической повестке дня. Но когда представители высших эшелонов этой системы декларируют имущество и доходы, недоступные рядовому гражданину, это неизбежно вызывает недоверие.
Можно ли достичь такого благополучия только законным путем? Какими средствами обслуживаются кредиты, если таковые имеются? Откуда берутся финансовые инвестиции, если они действительно осуществляются? Эти вопросы остаются открытыми.