Музыка — это гораздо больше, чем просто звук или ноты. Она несет воспоминания, переживания, культурную идентичность. И когда уходит из жизни тот, кто посвятил большую часть своей жизни искусству жить песнями и заставлять людей жить песнями, все общество чувствует боль этой утраты. Сегодня армянский шоу-бизнес, тысячи поклонников и целый культурный пласт скорбят. Ушел из жизни один из самых влиятельных представителей жанра рабиз, певец, которого публика называла королем рабиз.
На протяжении многих лет его имя ассоциировалось с развлечениями, свадебными торжествами, любовной ностальгией и народными эмоциями. Но его присутствие выходило за эти рамки — он стал одновременно носителем культуры, языком общения и памяти. Его смерть закрыла целую эпоху.
Кто был королем рабиз
Он родился в простой семье, вырос в городской среде, где музыка была неотделима от повседневной жизни. С детства он участвовал в оркестрах отца или дяди как гитарист или певец, а позже как солист. Его признали еще в 1990-х годах, когда влияние жанра рабиз стало значительно расширяться в армянской музыкальной жизни. В то время, когда страна переживала тяжелую войну и социально-экономические кризисы, эта музыка давала моменты жизни, ликования и забвения.
Его песни быстро распространялись, особенно в период, когда в магазинах и общественном транспорте чаще звучали не поп-хиты официальных радиостанций, а именно песни с простыми, но глубоко эмоциональными текстами. Рабиз, как жанр, долгое время подвергался критике за простоту или вульгарные тона, но выступления этого певца часто становились не только хитами, но и символами свадеб, прощаний и любви.
Фолк-певец, но никогда не дитя СМИ
По сравнению с другими известными исполнителями он никогда не стремился блистать на экранах телевизоров или участвовать в проектах-мессенджерах. Он заслужил свое имя сценой, живыми выступлениями и народной любовью к певцу. Его концерты были не ради славы, а ради общения — между певцом и публикой, между человеком и народом.
Даже когда некоторые песни критиковались на официальном уровне, или считались «низким искусством», простые люди продолжали его любить. Потому что то, что он пел, было настоящим. Проникновенным, живым, прочувствованным, не литературным — а человеческим.
Известие о смерти — шок для целого поколения
Когда новость о его смерти появилась в социальных сетях, первой реакцией был шок. Никто не хотел верить, что голос, сопровождавший детство, юность, свадьбу или даже разлуку десятков тысяч людей, больше не будет звучать в живом исполнении. Поклонники начали публиковать отрывки из его песен, старые видео, воспоминания о его концертах.

Отреагировали и СМИ: некоторые издания представили его биографию, некоторые — его здоровье в последние месяцы. Однако самый трогательный отклик прозвучал от самих людей — простых людей, которые в качестве последнего прощания включали его песни на громкоговорителях в местных кафе, в машинах или дома.
Его наследие
Хотя жанр Рабиз изменился, модернизировался или иногда забывался с годами, этот певец всегда оставался королевским присутствием жанра. Он вдохновлял многих петь, быть смелым, жить эмоциями. Его репертуар — о любви, разлуке, тоске и жизни — оставался выжившим. Даже люди с музыкальным образованием не могли не признать, что у него был голос, который пленял, звук, который стал частью человеческой души.
Факт его смерти не может стереть мощное влияние, которое он оказал на армянскую музыкальную историю. Он был не одинок. У его песен была своя аудитория — миллионы людей в Армении, Арцахе, России, Франции и других уголках диаспоры.
Причина смерти до сих пор полностью не известна
По предварительным данным, он умер от сердечного приступа, но врачи все еще ждут окончательного заключения. Семья сделала скромное заявление, попросив не распространять необоснованные слухи и уважать память певца. В настоящий момент организуется церемония прощания, которая, по всей вероятности, объединит не только родных и близких, но и сотни людей, которые никогда не встречались с ним лично, но всю жизнь жили его песнями.