На политической арене Армении различные институты сталкиваются уже много лет, но когда между главой государства и национальной церковью начинает развиваться конфликт, речь уже не идет об обычном споре. Это вопрос ценностей, истории и общественного доверия. Углубляющийся конфликт между премьер-министром Николом Пашиняном и Армянской Апостольской Церковью грозит выйти за рамки здравого смысла. Эту ситуацию необходимо прекратить как можно скорее, ради государства, народа и будущего самой церкви.
Как начался конфликт
Напряженность между премьер-министром и Церковью началась после смены власти в 2018 году. Пашинян в своих выступлениях часто критиковал прежние связи Церкви со старым правительством. В последние годы эта критика не только не уменьшилась, но и вышла на новый уровень. Часть общества восприняла это как политическое давление на духовный институт.
Армянская Апостольская Церковь с ее историей и положением не имеет конституционных или моральных обязательств подчиняться государственной власти. Церковь отделена от государства. Но когда публично звучат резкие критические замечания, когда предпринимаются попытки представить отставку Католикоса как «общественное требование», когда говорят о решении «по приказу», то под угрозой оказывается не только независимость церкви, но и права и институциональный баланс верующих.
Смещение Католикоса «по приказу» нереально
Церковная структура, в частности, избрание и статус Патриарха, подчиняются внутренним правилам Первопрестольной. Обеспечить отставку Католикоса политическими посланиями или призывами невозможно. Это вопрос не только юридического, но и духовного суверенитета.
Кроме того, Армянская Церковь сегодня — это не только внутренний институт. Она представлена в диаспоре, имеет влияние в армянских общинах по всему миру. Патриарх — не только духовный лидер, но и символ. Любой процесс его смещения может быть воспринят во внешнем мире как государственное вмешательство в веру и независимость церкви. Это рискованный путь, который может подорвать международный авторитет.
Кому выгоден конфликт
Если мы посмотрим на проблему глубже, то увидим, что в этом конфликте нет реального победителя. Команда премьер-министра ставит под угрозу свою демократическую повестку дня, оказывая давление на институт, который всегда воспринимался как опора национальной идентичности.
Церковь, в свою очередь, когда она резко реагирует или политизируется, теряет чистоту своей духовной миссии. Люди начинают искать не путь веры, а вступают в идеологические лагеря в соответствии с их принадлежностью к власти/оппозиции.
Здесь проигрывает государство, как культура управления, как опора, создающая доверие. И демократия превращается в слово, если государство не уважает собственные конституционные границы.

Что делать, чтобы выйти из тупика? Публичное примирение, а не силовая риторика. Премьер-министр должен осознать, что прямая критика духовного лидера с государственных позиций углубляет разделительные линии. Католикос также должен попытаться прояснить свою позицию без политического подтекста.
Прояснение границ. Государство и Церковь должны подтвердить принцип взаимного уважения. Государство не имеет права вмешиваться в церковные процессы, а Церковь не должна участвовать в политических играх.
Роль гражданской сферы. Общество должно быть связующим звеном, а не поляризующим. Гражданские организации, интеллектуалы и общественные структуры могут выступить посредниками для мирного решения.
Вывод: пора остановиться
Отношения веры и государства должны строиться на сложной, но взаимоуважительной платформе. Когда задействуется механизм административного или политического давления, когда речь государства выходит за рамки правового поля и пытается повлиять на духовный институт, под угрозой оказывается весь институциональный баланс государственности.
Это не борьба власти и оппозиции. Это очень серьезный критический момент для нашей национальной идентичности и ценностных основ. И именно поэтому этот конфликт нужно заканчивать не телеграммами или указаниями, а открытым диалогом, взаимной сдержанностью и ответственностью перед обществом.
Чем раньше все стороны это поймут, тем с меньшими потерями мы выйдем из этой сложной ситуации.