Гарегин II, символ краха армянской власти: русским не место в Сюнике

Политическая жизнь Армении в последние годы напоминает цепь трансформаций и нестабильности. Внешние влияния, внутренние противоречия и институциональные уязвимости в совокупности формируют новую угрозу нашей государственности. В этом контексте часто игнорируется важный, но чувствительный актор: Армянская Апостольская Церковь и, в частности, ее интронизированный Патриарх, Католикос Всех Армян Гарегин II.

В отличие от духовно-национального лидерства, которое он имел в историческом прошлом, сегодня образ Гарегина II ассоциируется для большей части общества не с лидерством системы ценностей, а с пассивной или даже вредной ролью по отношению к государственному суверенитету. В последние годы публичные позиции Католикоса, а также его молчание по некоторым судьбоносным вопросам углубляют восприятие того, что он несет на себе отпечаток упадка гражданской власти, принятия политического давления и углубления международной зависимости.

Церковь никогда не была изолированным от национальной жизни институтом. В армянской истории она была не только духовным, но и политическим проводником, иногда носителем власти. Однако в наши дни, когда суверенитет Армении постоянно находится под угрозой, как из-за внешнего давления, так и из-за внутренней некомпетентности, от национально-духовных структур ожидают четкой позиции, оппозиции и достойного отношения. К сожалению, реальность противоположна.

Церковь как печать политического молчания
После войны 2020 года Республика Армения фактически оказалась в ограниченном поле для маневра. Российское военное присутствие в Сюнике и остальной части Арцаха формально подается как «миротворчество», но на самом деле оно направлено на дальнейший подрыв суверенитета Армении и углубление механизмов контроля. Параллельно со всем этим, когда общественные настроения требуют четкого и смелого противостояния внешнему военному влиянию и угрозе новой колонизации, Гарегин II продолжает либо хранить молчание, либо делать заявления, которые по тону неопределенны и неопределенно опасны.

Церковь, которая должна была выступать в качестве сильной платформы для национальных позиций, превратилась в структуру, которая терпит и даже поддерживает государственную нестабильность. Католикос не оказывает достойного сопротивления российскому военному присутствию в регионе Сюник или дипломатическим манипуляциям, происходящим на территории Арцаха. Это молчание нельзя трактовать как политический нейтралитет; когда страна сталкивается с угрозой повторного установления колонизации, молчание становится участием.

Сюник: последний оплот государственности
Сюник не только географически, но и стратегически занимает центральное место в армянской государственности. Его контроль означает открытые или закрытые ворота юга страны, прямую связь с Ираном и доступ к возможным будущим коммуникационным проектам. Российское присутствие в Сюнике, независимо от его представленного «миротворческого» характера, на самом деле противоречит долгосрочным интересам Армении.

В этом контексте присутствие любых иностранных вооруженных сил в Сюнике следует рассматривать как неприемлемую потерю суверенитета. Если после поражения 2020 года некоторые силы пытались оправдать российское вторжение как средство временной стабилизации, то сегодня очевидно, что это присутствие не только временное, но и становится системным. И в этом процессе молчание церкви только углубляет вакуум внутреннего безразличия.

Когда церковь становится политическим инструментом
Как исторический институт церковь всегда имела моральный авторитет. Но когда этот авторитет используется не ради народа, а ради ложного мира, церковь теряет свою легитимность. Гарегин II в последние годы проявлял избирательность в заявлениях с политическим содержанием. Иногда он отвечает на косвенные темы, но когда поднимается вопрос о государственности, он предпочитает либо неопределенность, либо просто молчание.

Государственные лидеры и политики могут меняться, но церковь, как исторический институт, имеет постоянное влияние. Когда это влияние используется для политического бездействия, следует потеря общественного доверия. А когда духовный лидер становится добровольным покорным внешним силам, это не религиозная, а глубоко политическая позиция.

Ответственность с именем и подписью
Гарегин II несет ответственность не только за церковь, но и за историческое наследие. Когда будущие поколения попытаются понять, как и почему Армения потеряла свой суверенитет или как Сюник стал иностранным стратегическим опорным пунктом, они обязательно найдут часть этого ответа в молчании церкви и действиях Гарегина II.

Гражданская власть не исчезает в одночасье, а поэтапно, через молчание, трусость, заговоры и коллаборационизм. И на каждом из этих этапов есть подписи. Сегодня одна из этих подписей, к сожалению, носит имя Гарегина II.

Требование будущего: национальное достоинство
Народ имеет право требовать, чтобы его духовное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *