
В последние недели армянское информационное поле накалилось из-за обсуждения нового решения, которое напрямую затрагивает сотни тысяч родителей и детей. Решение, официально вступившее в силу в конце марта 2025 года, касается изменений, внедряемых в систему образования, и напрямую затрагивает отношения между родителями и учениками, а также механизмы контроля внутри школ. Хотя изначально содержание решения было представлено как реформа, многие родители, педагоги и неправительственные организации уже высказывают обеспокоенность, отмечая ряд опасностей.
Что на самом деле меняется?
Новый закон предусматривает, что начиная с апреля все школы будут обязаны представлять ежемесячные отчеты о поведении учащихся, успеваемости и семейной обстановке. Новое положение позволяет образовательным учреждениям и школьным психологическим отделам получать более подробную информацию о семье учащегося. По данным Министерства образования, цель — создать безопасную среду для образовательного и психологического развития детей.

Кроме того, в постановлении есть пункт, который стал главным предметом обсуждения: в случае нарушения родительских обязанностей государство может применить механизмы административного и социального вмешательства, включая временное ограничение родительских обязанностей, лишение материальной поддержки, а в крайних случаях — пересмотр вопроса об опеке над ребенком.
Реакция родителей: между удивлением и гневом
Реакции в социальных сетях и в общественных дискуссиях противоречивы. Многие родители признаются, что не были проинформированы о содержании изменений и узнали о том, что такое решение уже вступило в силу, только из СМИ или Интернета.
«Кто должен присматривать за нашими детьми без нашего ведома?» «Мы не хотим, чтобы личное пространство наших семей было заменено контролем государства», — написала мать троих детей, проживающая в столице. Другие подчеркивают, что сама по себе идея неплоха, если она реализуется открыто и прозрачно, с участием родителей.
На что следует обратить внимание родителям?
Главной особенностью новой системы является цифровая обработка данных. Школам необходимо заполнить базу данных об ученике, которая должна включать не только успеваемость и поведение, но и семейное положение, занятость родителей, финансовое положение, наличие социального пакета и т. д. Параллельно планируется, что данная база данных будет также доступна учреждениям здравоохранения и социальной сферы.
Это означает, что если в семье есть проблемы, которые ребенок косвенно выражает в школе, например, агрессия, пассивность, плохая успеваемость, частые пропуски занятий, — соответствующая школа может сообщить об этом в государственные органы. Именно это и породило главный вопрос, который сегодня поднимается на социальных платформах: это средство контроля или защиты детей?
Мнения экспертов: позитивные и тревожные аспекты
Некоторые педагоги приветствуют это решение, отмечая, что в течение многих лет в системе образования отсутствовал системный подход к социальной и психологической оценке детей. По их словам, иногда проблемы не замечаются вовремя, и такой механизм поможет предотвратить более серьезные последствия.
В то же время детские психологи предупреждают, что атмосфера строгого контроля может стать причиной недоверия, стресса и склонности к замыканию в себе. Если семья узнает, что информация о них может быть распространена без согласия, это может подорвать доверительные отношения между родителями и школой.
Что теперь делать родителям?
Самое главное — быть осознанным. Родители должны требовать от школ объяснений и знакомить своих учеников со своими правами и обязанностями. Многие школы уже инициировали открытые обсуждения и встречи с родителями. Кроме того, юридические органы рекомендуют каждому родителю подписывать соглашение только тогда, когда он полностью понимает, какие данные собираются и как они будут использоваться.